Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОМЕТЫ - знаки, применявшиеся в др.-рус. нотации. Степенные (киноварные, или шайдуровы) П. - буквы слав. алфавита (кириллицы), обозначающие ступени обиходного звукоряда. Они использовались с сер. 17 в. в знаменной (см. Знаменный распев, Крюки) и демественной (см. Демественный распев) нотациях. Введены новгородскими теоретиками во главе с И. А. Шайдуром для фиксации звуковысотных отношений между знамёнами. Тем самым была уточнена знаменная нотация, что впоследствии позволило прочесть рус. крюковые певч. рукописи 17 в. В рукописях П. проставлялись при знамёнах киноварью. 6 основных П. обозначали ступени мрачного и светлого согласий, 6 производных - ступени крайних согласий: В некоторых теоретич. трудах 17 в. термин "П." заменяется другими - подметка, зарембы или заребы (от польск. zariba - зарубка, памятный знак). Указательные П. - знаки, указывающие на способ исполнения: тихая, борзая, ударка, равно, качка, ломка. Записываются при крюках гл. обр. киноварью и нередко изменяют ритмику или мелодич. значение знамени по сравнению с его осн. видом. См. также "Странные пометы". Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, hrsg. von J. Gardner, E. Koschmieder, Tl 1-3, Munch., 1965-72. Т. Ф. Владышевская. |