Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОПЕВКА - 1) в др.-рус. певч. искусстве мелодико-ритмич. оборот, устойчиво повторяющийся в разл. песнопениях и фиксируемый неизменным, только ему присущим начертанием. П. - определяющий конструктивный элемент гласа. П. складывались во время становления рус. осмогласия (11-12 вв.), позднее были теоретически осмыслены в азбуках (см. Азбука музыкальная). Во 2-й пол. 16-17 вв. в связи с разложением системы осмогласия П. стала утрачивать конструктивное значение. Начертание П. обычно включает 3-7 знамён (см. Крюки). Существуют семейства П., образующиеся на основе вариантного родства оборотов. Классификация П., впервые выполненная В. М. Металловым, базируется на 2 гл. принципах: выделение П., свойственных лишь одному пли неск. гласам; разделение П. в зависимости от их композиц. функции в песнопениях на начальные, срединные, конечные, начально-срединные и срединно-конечные. П. типологически родственны устойчивым мелодич. формулам визант. осмогласия. 2) Обозначение типичного мелодич. оборота в нар. музыке. 3) В широком смысле - любой мелодич. оборот, интонация. |