Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРИЧИТАНИЕ, плач, причет(ь), - один из древнейших муз.-поэтич. жанров нар. творчества. Различают П. обрядовые (свадебные, похоронные, поминальные) и необрядовые, т. н. лирические Северно-русский свадебный плач. Запись Б. Б. Ефименковой. (о рекрутах, о пропавших без вести, попавших в плен). Характерны импровизирование поэтич. текста на основе традиц. приёмов, формульность напевов (чаще однострочные), использование речевых интонаций (жалоба, вопрос, повествование), постепенно нисходящее мелодич. движение. Распространён архаич. тип на малотерцовой (нередко с вспомогат. квартой или секундой) или квартовой ладовой основе. Коллективные П. сохраняют архаич. формы многоголосия', антифонное пение (груз., кирг.), бурдонное двух- (латыш.) и трёхголосие (груз.), гетерофония (рус., эст.); в северно-рус. свадебных П. встречаются полифония, склад, полиритмия, полиладовость. На Востоке существует традиция инстр. П. (казах., кирг.). Эволюция жанра выражается в большей напевности (влияние нар. песни), напр. в казах. и молд. П. Жанр П. широко используется в проф. музыке. Базанов В., О социально-эстетич. природе причитаний, "Рус. литература", 1964, № 4; Можейко З. Я., Песенная культура белорус. Полесья. Село Тонеж, Минск, 1971; Ефименкова Б., Драматургия свадебной игры..., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 2, М., 1973; её же, Северно-русская причеть, М., 1983. Е. М. Фраёнова. |