Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ - лады, образованные смещением устоя с 1 ступени обычного лада (мажора, гармонич. минора) на к.-л. другую. В 19 в. в качестве П. л. нередко оказывались особые диатонич. лады - дорийский, фригийский, миксолидийский (напр., мажором "с древними каденциями" на II, III, V ступенях Н. А. Римский-Корсаков считал лады в "Снегурочке"). Фригийский лад fis в песне Лумира из "Млады" Римского-Корсакова содержит признаки D-dur с кадансированием на III ступени, фригийский лад е в хоре раскольников из "Хованщины" - признаки эолийского а с устоем на V ступени. К П. л. относится и доминантовып лад. В 20 в. нередко П. л. образуются более сложным способом, напр. as-moll вводится как П. л. от однотерцового G-dur (лад смещённой тоники на нII ступени). Ю.Н. Холопов. Д. Шостакович. 10-я симфония, 1-я часть. |