Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРОЛОГ (от греч. - вступление, Предисловие) - вступит. часть драм., оперного или балетного спектакля. Известный со времён античности, П. получил широкое распространение в опере 17-18 вв. Как и в антич. театре, он не был сюжетно связан с осн. действием, а представлял собой вступит. аллегории, сцену (П. к "Коронации Поппеи" Монтеверди). В муз. театре 19 в. П. становится частью действия (П. к "Борису Годунову", "Фаусту", "Паяцам"), иногда - самостоятельным произв. (опера "Золото Рейна" выполняет функцию П. в тетралогии "Кольцо нибелунга" Вагнера, опера "Боярыня Вера Шелога" - П. к опере "Псковитянка" Римского-Корсакова). В опере 20 в. П. встречается реже ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, "Лулу" Берга, "Заключённый" Даллапикколы). |