Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ (нем. evangelisches Kirchenlied; Choral) - духовное песнопение на нем. текст, связанное с протестантским культом. П. х. возник в Германии в 16 в. в эпоху Реформации и крестьянской войны. М. Лютер со своими сподвижниками создал фонд песнопений П. х., стремясь сделать их простыми, легко запоминающимися и доступными для исполнения общиной, не обладавшей проф. подготовкой. Осн. источники мелодий П. х. - разнообразные по содержанию нар., духовные и светские песни, с новой подтекстовкой, напевы мейстерзингеров (от которых в П. х. перешла форма бар); создавались также новые напевы. Тексты П. х. заимствовались из нем. духовных песен или представляли собой переводы из католич. песнопений и гимнов на лат. языке. Нек-рые тексты сочинялись заново, в т. ч. Лютером, хорал которого "Ein feste Burg ist unser Gott" ("Господь - твердыня наша") Ф. Энгельс вслед за Г. Гейне назвал "Марсельезой" 16 в. (см. пример в ст. Бар). П. х. родственны гуситские песни, фламандские, гугенотские, англ., польские псалмы. Ранние П. х. были изложены полифонически, с мелодией в теноре, что затрудняло исполнение их общиной. Позднее П. х. излагался 4-голосно, с тождественным во всех голосах ритмом и мелодией в верх. голосе (см. Канционал). В 17-18 вв. 4-гол. хорал был также составной частью "страстей", ораторий и др. жанров. Мелодии П. х. послужили основой разл. форм хоральной обработки. Грубер Р., История муз. культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959; Westphal J., Das evangelische Kirchenlied nach seiner geschichtlichen Entwicklung, 6B., 1925; Nelle W., Geschichte des deutschen evangelischen Kirchenliedes, 4Hildesheim, 1962. |