Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПУАНТИЛИЗМ (франц. pointillisme, от point - точка) - один из методов совр. композиции. Муз. ткань создаётся не из соединения мелодия, линий или аккордов, а из "точек"-звуков (также двузвучий, иногда - "точек" -аккордов), разъединённых паузами и (или) скачками: В. Денисов. "Изолированные точки в пространстве" (окончание пьесы). В аналитических целях выписан счёт времени. К П. не относятся гокет, темы, изложенные staccato (напр., в финале 3-й симф. Бетховена), где все звуки связаны одной линией развёртывания модального или тонального лада. Специфика П. - в оперировании фактором плотности (сгущением или разрежением ткани совместно с регистровыми, тембровыми, динамическими, темповыми и ритмич. параметрами звукового поля) как способом артикуляции формы. Родоначальником П. принято считать А. Веберна (напр., 2-я часть Вариаций ор. 27). Наибольшее распространение П. получил во 2-й пол. 20 в., в частности при сериализации ряда параметров ("Контрапункты" Штокхаузена, "Структуры" для 2 фп. Булеза; см. Сериальность). Ю. Н. Холопов. |