Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШАНСОН (франц. chanson, от лат. cantio, род. падеж cantionis - пение, песня) - в широком смысле - франц. песня во всех её историч. и жанровых разновидностях, включая старинные кантилены, баллады, рондо, виреле, водевили, романсы, революц. и социальные песни 19 - 20 вв., совр. эстр. пески из репертуара шансонье. В узком смысле - франц. многогол. песня 15 - 16 вв. Ш. этого периода, обобщившие нац. песенные традиции (народные, искусство трубадуров, творчество Г. де Машо) и испытавшие влияние нидерл. полифония, стиля (шансои Г. Дюфаи, Я. Обрехта, И. Окегема, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Жоскена Депре, позже - О. Лассо), были одним из самых значит. жанров европ. музыки эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера Ш. (наряду с названными): К. Жанекен, К. Сермизи, К. Ле Жён, Г. Котле, Я. Аркадельт. Полифония. Ш. многообразны по содержанию, в текстах применялись нар. стихи, поэзия П. Ронсар" и К. Маро (16 в.). Для музыки Ш. характерно использование популярных мелодий (иногда нескольких в одновреи. звучании, как в кводлибете) - народных или проф. светских (помещались чаще всего в теноре), нередко встречается форма канона, в т. ч. двойного ("Basiez moy" Жоскена Депре) и бесконечного ("Celebrons" Лассо): Лассо. Шансон "Celebrons". Жанекен создал программные Ш. с использованием звукоподражат. приёмов ("Пение птиц", "Крики Парижа"). Шансон Г. Котле по стилистике соприкасаются с соч. итал. композиторов, экспериментировавших в области хроматики (см. Хроматизм, Энгармонизм), Во 2-й пол. 16 в. появились Ш. аккордово-гармонич. склада, в которых гл. мелодия, голосом стал не тенор, а сопрано. Из таких многогол. Ш., ставших по существу гомофонными, возникли сольные песни, в которых аккомпанемент поручался инструментам (лютне, теорбе, клавишным инструментам); во Франции они получили назв. "придворные песни". Определ. влияние на развитие Ш. оказали деятели основанной в 1570 Ж. А. Баифом "Академии поэзии и музыки", которые пытались возродить античную муз. -поэтич. метрику. Прогрессивной чертой Ш., принадлежащих композиторам этого направления (Ле Жён и др.), было формирование принципов нового монодич. стиля, на основе которого возникла опера. Симакова Н. Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985. Т. Н. Дубравская. |