Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШАРАКАН (от арм. шарк, букв. - ряд) - общее название арм. оригинальных (не библейских) духовных песен. Первоначально (с 12 в.) термин "Ш." обозначал гимны разных видов, представленные в певч. книге "Шаракноц" ("Гимнарии"). В неё входили песнопения 3 жанров - кцурд (тропарь), кацурд (кондак) и канон. Кцурды, поначалу представлявшие собой небольшие парафразы библейских псалмов, затем развились в самостоят. 3-строфные гимны. Среди авторов первых кцурдов - Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци (5 в.), позднее - Анания Ширакаци, Саак Дзорапореци, Барсег Тчон (7 в.; последний из них - составитель одного из первых сводов арм. гимнов). С 6 в. распространился кацурд - многострофное песнопение с элементами повествования и с алфавитным акростихом, с 8 в. - канон. Степанос Сюнеци (второй) систематизировал гимны по гласовому принципу (см. Глас). наиб. активно арм. гимнодия развивалась в 9 - 12 вв.; её расцвет связан с именем крупнейшего поэта-мелода арм. средневековья Нерсеса Шнорали (12 в.). С 12 в. термин "Ш." применялся уже как собирательный. В 13 в. большой вклад в развитие гимнодии внесли Вардан Аревелци, Ованес Ерзнкаци и др.; в 15 в. эволюция Шаракноца завершилась. Ш. изучаются по нотному Шаракноцу (с армянской нотописью), старопечатным изданиям и рукописям (с хазами), хранящимся, в частности, в Ин-те древних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца. Н. к. Тагмизян. Мовсес Хоренаци. Шаракан из канона Рождеству. 5 в. |