Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШРУТИ (санскр., букв. - то, что может быть услышано - минимальный интервал (менее полутона) звукоряда инд. классич. музыки. Строй инд. музыки не темперирован, и 7 основных ступеней звукоряда (свары) не имеют твёрдо зафиксированной высоты тона. Расстояние между соседними сварами неодинаково, оно определяется числом заполняющих его шрути (от 2 до 4). Существуют разл. системы разделения инд. октавы; в исполнит. практике наиб. употребительна октава из 22 микроинтервалов. В инд. теории, связывающей любой муз. звук с определ. эмоц. содержанием, все Ш. на основе типология, родства классифицируются по 5 категориям - нейтральные, широкие, устрашающие, нежные, жалостные. Конкретная образная характеристика делает микроинтервалы важным художеств. -выразит, элементом ладовой организации раги: в интонац. нюансах проявляются мелодич. особенности каждой раги, её образно-эмоц. строй, а также стилистика разл. исполнит. традиций. Алиханова Ю., Индия, в сб.: Муз. эстетика стран Востока, М., 1967; М о d a k V., Propriety of dividing an oktave into twenty-two srutis. . ., "Journal of the Music Academy", Madras, 1967, v. 38, pt 1 - 4; Sathyanarayana R., Sruti: the scalic foundation, "Sangeet Natak", New Delhi, 1970, N 17; S h a n k a r V., Srutis, в сб.: The art and science of Carnatic music, Madras, 1983. H. Л. Черкасова. |