Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (p. 1928) - нем. композитор, муз. теоретик (ФРГ). Ученик О. Мессиана, Ф. Мартена и др. С 1963 рук. студии электронной музыки Зап. -герм. радио. В 1971 - 77 проф. Кёльнской высш. школы. Выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. соч. Ш. - один из лидеров муз. авангардизма. Стремясь к созданию универсальной "музыки всего мира", Ш. обращается к разнородным муз. средствам, включая электронную музыку, разл. технич. приспособления. Эволюционировал от жёстко детерминированного письма на основе пуантилизма и тотальной сериальности к концепции т. н. открытой формы, предполагающей разомкнутость произв. С кон. 1960-х гг. под влиянием вост. религ. учений музыка Ш. приобрела созерцательно-медитативный характер. Нек-рые его произв. получили сценич. воплощение (в т. ч. "Четверг из "Света"" - часть оперно-балетного цикла "Свет", длящегося неделю, 1981, "Ла Скала"). Ш. -теоретик помимо обоснования собств. творчества проявляет интерес к проблемам муз. времени, психологии восприятия ("Texte. . .", Bd 1 - 4, Kbln, 1963 - 78). Среди соч.: "Перекрёстная игра" для ансамбля (1951), "Пение отроков" для 5 магнитофонов (1956), "Группы" для 3 орк. (1957), "Моменты" для сопрано, 4 хоров и ансамбля (1961), "Телемузыка" для магнитофона (1966), "Спираль" для солиста и коротковолнового приёмника (1969), "Звучание звезды" (парковая музыка для 5 групп, 1971), "Сириус" для сопрано и ансамбля (1977). В 1978 состоялся Междунар. конкурс композиторов имени Ш. (Италия). Gesammelte Schriften, Koln, 1978. Михайлов А. В., Нек-рые мотивы муз. авангардизма. К. Штокхаузен, в кн.: Иск-во и общество, М., 1978; Савенко С., Муз. идеи и муз. действительность К. Штокхауэена, в кн.: Теория и практика совр. бурж. культуры: Проблемы критики, М., 1987 (сб. трудов Муз. -пед. института им. Гнесиных, в. 94); Масониё R., The works of К. Stockhausen, L., 1976; Frisius R., Komposition als Versuch der strukturellen und semantischen Synthese, в кн.: Neuland 2, K51n, 1982. |