Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РАЗРЕШЕНИЕ - спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу, от функционального неустоя (D, S) к устою (Т), от неаккордового звука к аккордовому, а также сам такой переход. Необходимость и ожидание Р. (прежде всего "характеристич. диссонансов" - D7 - Т, S6 - Т) - важнейший движущий фактор тяготения в функциональной тональности. Сложная система Р. мелодич. и аккордово-функционального напряжения является большим эстетич. достоинством классич. гармонии. Такая система свойственна гармонии европ. музыки 17- 19 вв., ряду явлений музыки 20 в.; она не характерна для древних монодич. ладов (др.-греч., ср.-век. григорианских, др.-рус.), где, однако, действует свой принцип модального тяготения и Р. В модальной гармонии средневековья и Возрождения Р. возникает при переходе от несовершенных консонансов в совершенные. При переходе мелодич. диссонансов (задержаний, проходящих, вспомогательных) в консонансы. В музыке 20,. в связи с многоступенной градацией сонантности (вместо двухступенной градации консонанса и диссонанса) помимо "скачкообразного" Р. используется и "линейное" (постепенный спад напряжения, образующий линию его уменьшения). Ю. Н. Холопов. |