Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РАСПЕВ, роспев, - система др.-рус. монодич. пения. Выделяется несколько Р.: знаменный распев (с 11 в.) со знаменной нотацией (см. Крюки) - основной в др.-рус. церковной музыке (его виды - столповой, большой, малый и подобны); кондакарный (до 14 в.; см. Кондакарное пение), путевой распев и демественный распев (кон. 15 - 1-я пол. 17 вв.) со своими нотациями; с 17 в. распространяются киевский распев, болгарский распев и греческий распев. Нек-рые Р. создавались в центрах духовной культуры - в городах и монастырях: Новгородский, Усольский, Московский, Киево-Печерский, Троице-Сергиевой лавры и др. Певч. рукописи сохранили имена некоторых распевщиков - авторов песнопений 16 в.; среди них - Маркелл Безбородный, Савва и Василий Роговы, Фёдор Крестьянин и др. Многие Р. подчиняются системе осмогласия. Позднее (17 в.) мелодии знаменного и др. Р. кладутся в основу многоголосия (см. Строчное пение, Партесное пение). Т. Ф. Владышевская. |