Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РЕВЕРБЕРАЦИЯ (от позднелат. reverberatio - отражение) - остаточное звучание, распространяющееся в помещении после прекращения колебаний источника звука. Р. обусловлена соотношением процессов отражения и поглощения звуковой энергии поверхностями помещения, предметами, людьми. Р. измеряется временем затухания стандартного сигнала (1000 герц) от максимума до порога слышимости. Наряду с диффузией (равномерностью распределения звуковой энергии в помещении) и частотной характеристикой отражающих материалов Р. - важная характеристика окустики помещения. Помещение с большой Р. оценивается как гулкое, с малой - как сухое, заглушённое. Оптимальная Р. определяется объёмом и предназначением помещения: для лекций, драм. спектаклей необходима небольшая Р. (~0,5 с), для симф., орг. концертов - большая (~1,5-2 с). Напр., Колонный зал Дома Союзов в Москве с объёмом 12500 м 3, наполненный публикой, имеет оптимальную для него Р. - 1,72 с. Качерович А., Акустика зрительного зала, М" 1968. См. также лит. прв ст. Акустика музыкальная. |