Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РЕДУКЦИИ МЕТОД (от лат. reductio - отодвигание назад) - метод анализа музыки, выработанный в теории X. Шенкера (без термина "редукция"). Согласно этой теории структура муз. произв. представляет собой иерархию уровней (слоев), органически вырастающую из изначальной первоструктуры. Р. м. состоит в искусстве последовательного снятия слоев ткани, пролонгирующих элементарные звукоотношения остова (напр., гамма в диапазоне октавы - пролонгация октавного остова; интервал октавы - "прорастание" отношения унисона и т. п.). Р. м. устанавливает функции элементов целого по следующему принципу: основа - выросшая из неё ткань, идея - реализация, зародыш - организм. Образец анализа по методу Шенкера: Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 53. Adagio mono, такты 1-9. Метод снятия слоев структуры. Schenker H., Der freie Satz, W., 1935; Saller P., Structural Hearing: Tonal coherence in music, v. 1-2, N. Y., 1962. Ю. Н. Холопов. |