Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять) - часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение муз. материала после его развития или изложения нового. Р. способствует цельности и уравновешенности формы. Ярким образцом репризной формы 17- 18 вв. является ария da capo; в 18-20 вв. формы с Р. нашли широкое распространение в инстр. и вок. музыке (в частях сонатно-симф. цикла, отд. инстр. пьесах, песнях, ариях, романсах). Р. бывает точная и изменённая, к-рая подразумевает к.-л. преобразование повторяющегося муз. материала (тонально-гармоническое, фактурное, тембровое, тематическое и др.). Р., продолжающая интенсивное развитие предшествующего раздела и превышающая по уровню экспрессии первонач. изложение материала, наз. динамической (динамизированной; напр., Ноктюрн c-moll op. 48, № 1 Шопена). Ложной Р. наз. воспроизведение начального материала в неглавной тональности, предшествующее наступлению подлинной Р. В ряде форм (фуга, свободные и смешанные формы эпохи романтизма) начало Р. определяется только по тональному признаку (т. н. тональная Р.). См. лит. пря ст. Форма музыкальная. |