Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ - деление нотных длительностей на равные части. В отличие от свойственного античной и ранней мензуральной ритмике образования муз. длительностей из определ. числа наименьших величин, Р. д. характерно для тактовой системы, хотя возникает ещё в мензуральной системе (см. Мензуральная нотация). Начиная с 14 в. вводятся более мелкие нотные длительности путём деления мензуральных нот пополам. В тактовой нотации осн. нотные величины - дроби типа 1/2 от целой ноты. Точка рядом с нотой, увеличивающая её длительность наполовину указывает на 3-дольное Р. д. Во мн. случаях нормальное Р. д. заменяется произвольным делением (или особыми видами Р. д.) на равные доли, число которых б. ч. указывается над группами нот. Таковы триоль - 3-дольнос деление, заменяющее 2-дольное: секстоль - 6-дольное деление, заменяющее 4-дольное, дуоль - 2 доли вместо 3, квартоль - 4 доли вместо 3 или 6, октоль - 8 долей вместо 6, квинтоль - 5-дольное деление, септоль - 7-дольное, новемоль - 9-дольное, децимоль - 10-дольное; деление на большее число долей (на 12, 15, 26, 31 и т. д.) специальных названий не имеет. Орфографич. правило - писать в особых видах Р. д. те же нотные величины, что и в замещаемых ими осн. видах, - соблюдается не всегда. Замены 3-дольных длительностей дуолями и квартолями порождают противоречие: квартоль восьмых может соответствовать как так и. В тактах 6/8, 9/8 и 12/8, б. ч. представляющих собой триольные преобразования тактов 2/4, 3/4 и 4/4, тактовой доле часто соответствует квартоль: При переходе к более мелкому Р. д. композиторы с целью сохранения того же уровня "весомости" иногда нарушают орфографию (напр., вместо тридцатьвторых пишут октоль шестнадцатых): В. Рахманинов. 3-й концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть. Противоположный случай - переход на др. уровень выражен сеп-толью тридцатьвторых вместо шестнадцатых: Брамс. Концерт для фортепьяно с оркестром d-moll, 1-я часть. См. лит. при статье Ритм. М. Г. Харлап. |