Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
РОК-ОПЕРА - муз.-драм. жанр, стилистич. основой которого является рок-музыка. Возникла в кон. 1960-х гг. в США и Великобритании. Уходит своими корнями в жанр мюзикла. Первыми Р.-о. принято считать "Волосы" Г. Макдермота (1967), "Спасение" Т. Лина (1969), "Томми" (1970) и "Квадрофению" (1972) П. Таушенда, "Годспел" С. Шуорца (1971). Высоким художеств. уровнем отличаются Р.-о. "Иисус Христос - суперзвезда" (1971) и "Эвита" (1978) Э. Л. Уэббера. Идейная направленность Р.-о. связана со стихийным бунтом молодёжи против ценностей бурж. общества. Большую популярность приобрело осовременивание мифологич., и библейских сюжетов (напр., Христос трактуется как хиппи - бунтарь, бросивший вызов обществу). Муз. драматургии Р.-о. свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танц. эпизоды со специфич. пластикой, эксцентрич. приёмы звукооформления и светотехники. Р.-о. испытывает на себе влияние разл. жанров совр. искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценич. площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отд. композиции объединяются единым сюжетом и (или) сквозным интонационно-тематич. развитием. (В этом случае каждая часть Р.-о. может восприниматься как самостоят. произв. Такова известная Р.-о. "Стена" группы "Пинк Флойд", 1978.) Муз. язык Р.-о. связан с использованием как классич. орк. состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены разл. жанрами рок-музыки. Применяются также элементы муз. языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера). В СССР среди авторов Р.-о.: А. Б. Журбин ("Орфей и Эвридика", 1975), А. Л. Рыбников ("Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", 1976; ""Юнона" и "Авось"", 1980), А. Б. Градский ("Стадион", 1982), Л. Квинт ("Джордано", 1988). Феофанов О., Музыка бунта, М., 1975; Куликова И. А., Муз. молодежная эстрада США и стран Запада, М., 1978; Диеттрисх Б., Tendenzen der Pop-Musik, Tutting, 1979. А. А. Шелыгин. |