Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
САНТУС FIRMUS (кантус фирмус, лат., букв. - прочный напев) - ведущая мелодия, выполняющая функцию композиц. основы в полифонич. соч. 13 - 1-й пол. 18 вв. С. f. - обычно заимствованная мелодия (лат. cantus prius factus - прежде созданный напев; обозначение С. f. в этом смысле применялось в 18 в.) из репертуара григорианского пения, с 15 в. использовались и светские источники (напр., излюбленная мелодия "L'homme arme"; см. пример в ст. Возвратное движение), с 17 в. протестантский хорал. Формы, основанные на С. Г., были очень распространены, находили применение в ведущих жанрах своего времени, в т. ч. в мессе, мотете, в 17 - 1-й пол. 18 вв. в орг. хоральных обработках, нем. многогол. песне. С. f. обычно помещался в теноре (иногда излагался канонически или с передачей из голоса в голос), записывался крупными длительностями, возвышающими его над более оживленным контрапунктированным окружением, и обеспечивал интонац. единство голосов. В соч. на С. f. были найдены принцип остинато и техника изоритмии, определились разл. типы контрапунктич. обработки, методы колорирования (лат. cantus floridus), в более поздних образцах - мотозное вычленение и др. Соч. с повторениями С. f. в увеличении, уменьшении в 16 в. сближались с ричеркаром. С сер. 18 в. примеры форм на С. f. редки (И. Брамс, М. Регер, С. И. Танеев). Жоскен Депpе. "Stabat Mater" (начало). Cantus firmus - мелодия песни "Comme femme". Пелецис Г., Месса Жоскена Депре "Malheur me bat" (К вопросу о технике соч. на cantus firmus), ви сб.: Теоретич. наблюдения над историей музыки, М., 1978; Протопопов В., К вопросу о формообразовании в полифонич. произв. строгого стиля, в кн.: С. С. Скребков. Статьи и воспоминания, М., 1979; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения, М., 1982. П. Фраенов. |