Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
САЛОННАЯ МУЗЫКА - произведения композиторов - эпигонов классицистского и романтич. направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократич. или бурж. салонов 19 в. Среди авторов С. м.: А. Тома, А. Бертини, К. Кребс, А. Герц, А. Хальм. Характерные качества С. м.: блестящая, элегантная фактура, внешние виртуозные эффекты, чувствительная мелодика, приторно-благозвучная гармония. Лирич. программность, свойственная С. м., обращена к "общим местам" поэзии сентиментально-романтич. направления. В целом С. м. отличается нетворческим отношением к проф. традиции, неподлинностью художеств. выразительности, когда, по словам Р. Шумана, "всё только искусственно подогрето, только кокетливо, только выучено". В салонах рус. аристократии (напр., петерб. салон бр. Виельгорских) исполнялись (нередко впервые) классич. соч., к которым термин "С. м." не применим. Eggli E., Probleme der musikalischen Wertasthetik im 19. Jahrhundert, Winterthur, 1965; Wоrbs Н. С h., Salonmusik, в кн.: Sludien zur Triviaimusik des 19. Jahrbunderis, Regensburg, 1967. Т. В. Чередниченко. |
|
Музыкальный словарь ver16