Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
САРАБАНДА (испан. zarabanda) - старинный испанский танец. Упоминается с 1569. В 1583 запрещён в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно под аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Муз. размер 3/4. Первый печатный образец С. содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж. Монтесардо (1606, Флоренция). С 1618 в Испании - придв. танец, приобрёл торжеств., величеств. характер. Во Франции с сер. 17 в. С. уподобилась менуэту; получила распространение также как И. С Бax. Сарабанда из "Французской сюиты" E-dur для клавира. Ф. Стравинский. Saraband-step из балета "Агон". инстр. пьеса. Введение в качестве номера в оперу и балет способствовало кристаллизации её жанровых признаков, хотя в 17 в. в европ. странах сосуществовали разл. виды С. (в характере торжеств. шествия и более подвижный). С сер. 17 в. стала постоянной частью инстр. танц. сюиты, исполнялась перед жигой. Для жанра С. характерен трёхдольный метр (3/4 или 3/2) с акцентом на 2-й доле такта, медленный темп. Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. из инстр. сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Использована в фп. произв. К. Дебюсси (сюита "Pour le piano", "Образы"), в "Танц. сюите по Ф. Куперену" Р. Штрауса, в балетах "Пламя Парижа" Асафьева и "Агон" Стравинского. Sachs С., World history of the dance, N. У., 1937, p. 367-71. |