Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
САРСУЭЛА (испан. zarzucla) - испан. нац. муз.-драм. жанр, близкий к оперетте. Хоровые и сольные номера С. чередуются с разговорными диалогами и танцами. Образцы первых С. известны только как лит. произв. (напр., пьеса Лопе де Веги "Лес без любви", 1629). Первая С. с сохранившейся музыкой принадлежит X. Идальго - "Одним лишь взором ревность убивает" (либр. П. Кальдерона, 1660). В ней ощутима связь с популярными испан. романсами и балладами; преобладает (за исключением кратких, обычно 4-гол., хоров) монодич. склад, есть также речитативы с аккордовым сопровождением. Среди др. авторов музыки С. 17-18 вв.: С. Дурон, А. Литерес, А. Р. де Ита, работавшие в Испании итальянцы Г. Брунетти и Л. Боккерини. В 18 в. С., вытесненная итал. оперой, переживала период упадка. В сер. 19 в. с открытием в Мадриде неск. театров для постановок С. началось возрождение жанра. С. в этот период претерпела значит. изменения, превратившись из аристократического в демократич. жанр, в котором широко использовались мелодии испан. нар. танцев и песен. Развитие С. протекало в двух направлениях: большая С. (zarzuela grande) - в двух и более актах и малая С. (genero chico) - одноактная, обладавшая чертами водевиля. Среди авторов С. 2-й пол. 19 в.: Ф. Барбьери, Э. Арриете-и-Корера, Ф. Чуэка, Т. Бретон, Р. Чапи-и-Лоренте, Э. Гранадос, М. Фернандес Кабальеро, в 20 в. - А. Вивес, П. Соросабаль, М. Торроба, П. Луна-и-Карне. |