Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
САТИ (Satie) Эрик (1866-1925) - франц. композитор. Чл. Коммунистич. партии Франции с 1920. В юности занимался недолго в Парижской конс., в 1905-08 - в "Схола канторум" у В. д'Энди и А. Русселя. Сыграл известную роль в формировании импрессионизма, но вскоре выступил против него. Оказал большое влияние на эстетич. принципы "Шестёрки", но затем отошёл от этой группы. В 20-х гг. вокруг С. объединились молодые композиторы, т. н. Архейская школа. Творчество С. в значит. мере противоречиво. Мн. ранние произв. нарочито экстравагантны, в т. ч. "Три пьесы в форме груши" дляфп. (1903), "В лошадиной шкуре" для орк. (1911). Скандал вызвал балет "Парад" (создан в содружестве с Ж. Кокто и П. Пикассо, 1917, Париж), поразивший публику новизной эстетики (подчёркнутая грубоватость муз. языка, широкое использование шумов, в частности введение в партитуру звучания пишущей машинки, автомобильной сирены), декорациями и костюмами в духе кубизма. В музыке балета воспроизведены дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Музыка одного из лучших соч. С. - драма с пением "Сократ" (на тексты диалогов Платона) - отличается сдержанностью, суровостью, отсутствием внешних эффектов. О Муз.-драм. сцены Сократ (для 4 певцов и кам. орк., 1920, Париж); 6алеты - Парад (1917), Меркурий (1924), Перерыв (1924, все - Париж) и др.; оперетты, в т. ч. опера-миниатюра для марионеток Женевьева Брабантская (1899; пост. 1926, Париж), Плот Медузы (1921, там же); для орк. - В лошадиной шкуре (1911), Пять гримас для "Сна в летнюю ночь" (1914) и др.; пьесы для фп., фп. дуэты; романсы, песни. Memoires d'un amnesique, Liege, 1953; Propos a propos, Liege, 1954; Ecrits, par O. Volta, P., 1977. Дюмениль Р., Современник Дебюсси, "CM", 1966, № 10; Филенко Г., Э. Сати, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 5, Л., 1967; её же, Сати, в её кн.: Франц. музыка 1-й пол. XX в., Л., 1983; Шнеерсон Г., Франц. музыка XX в., М., 1970. |