Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СВЕТОМУЗЫКА, цветомузыка (англ. - colour music, нем. - Farblichtmusik), - термин, обозначающий эксперименты в области синтеза музыки и света. Механистич. аналогия "спектр-октава", предложенная И. Ньютоном, легла в основу антихудожеств. идеи "перевода" музыки в цвет. Первые конкретные художеств. эксперименты в области С. относятся к нач. 20 в.: "Прометей" Скрябина (1910), "Счастливая рука" Шёнберга (1913) и др. соч., связанные с обращением к цветному слуху. Достижение образного единства в светомуз. синтезе оказалось возможным при освоении приёмов слухозрительной полифонии (А. Н. Скрябин в замыслах "Предварительного действа" и "Мистерии", Л. Л. Сабанеев, художник В. В. Кандинский, реж. С. М. Эйзенштейн и др.). В 1920-х гг. в области С. экспериментировали Г. И. Гидони, Л. С. Термен (СССР), нем. группы "Bauhaus" и "Farbe-Ton-Forschungen". С 50-х гг. активизировались опыты за рубежом (Т. Уилфред, Ф. Мелине, П. Шеффер, Я. Ксенакис) и в СССР (Музей Скрябина в Москве, группа "Прометей" в Казани, студия в Харькове). Светомуз. эффекты применяются в рок-музыке (light-show). Гидони Г. И., Иск-во света и цвета, Л., 1930; Дзюбенко А. Г., Цветомузыка, М., 1973; Галеев Б. М., Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Светомузыка в России и в СССР. Библ. указатель. 1742-1982, Казань, 1983; Галеев Б. М., Зорин С. М., Сайфуллин Р. Ф., Светомуз. инструменты, М., 1987; Йонес Т. D., The an of light and colour, N. Y., 1972; Лоеф C., Farbe, Musik, Form, G8tt., 1974. Б. М. Галеев. |