Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Sta'ndchen) - обозначение группы вок., кам.-инстр., орк. жанров 16-20 вв. 1) Вечерняя приветств. песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент струнных щипковых инструментов. Возникла в Италии, распространилась у романских народов. Позднее нашла отражение в опере и кам.-вок. соч. (обычно на испан. сюжет, часто юмористический): "Ночной зефир", "Болеро" Глинки, С. из оперы "Дон Жуан" и др. 2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. 3) В 17-18 вв. циклич. произведения для инстр. ансамбля, родственные дивертисменту, кассации (у Г. И. Ф. Бибера, Й. Гайдна, В. А. Моцарта). В 19-20 вв. инстр. С. утратила прикладное значение, но сохранила ряд традиц. жанровых черт ("Серенада для струн. орк." Чайковского). 4) В 17-18 вв. serenata - произведение, написанное к торжеств. случаю, часто в виде кантаты для солистов, хора и оркестра, иногда со сценич. действием и введением балетных сцен (близкое к опере, напр. "Асканио в Альбе" и "Сон Сципиона" Моцарта). |