Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ, лады ограниченной транспозиции, - лады модального типа (см. Модальность), звукоряд которых образуется при равнодольном делении октавы (12 полутонов) и одинаковом (симметричном) заполнении всех получающихся при этом ячеек. Типология С. л. находится в зависимости от центр. элемента (ЦЭ) каждого из них. Группы С. л.: I - целотоновый лад (ЦЭ - целотонное б-звучие 12:6); II - уменьшенный лад (ЦЭ - ум. септаккорд 12:4); III - увеличенный лад (ЦЭ - ув. трезвучие 12:3); IV - тритоновый лад (или дважды-лад; ЦЭ - тритон 12:2). В отличие от натуральных ладов С. л. искусственны и возникают лишь в условиях равномерной темперации. Встречаются у Ф. Шопена (2-й лад - "гамма Шопена", этюд ор. 10 № 9 f-moll, такты 9-12), Ф. Листа, К. Дебюсси, Б. Бартока, О. Мессиана, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, В. И. Ребикова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, А. Н. Черепнина, С. С. Прокофьева, у совр. сов. композиторов. Теорию С. л. разрабатывали Н. А. Римский-Корсаков (отметил их "круговой" характер), Б. Л. Яворский (доказал, что они - лады), О. Мессиан, Э. Лендваи и др. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка". Холопов Ю. [Н.], Симметричные лады в теоретич. системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, в. 7, М., 1971; Меssiaen О., Technique de mon langage musical, P., 1944. Ю. Н. Холопов. |