Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie; франц. fantasie simphonique; англ. symphonic fantasia) - жанр симф. музыки, отличающийся (как и любая муз. фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием разл. принципов формообразования (сонатности, вариационности, рондальности и т. д.). Как правило, С. ф. - одночастное орк. соч., имеющее к.-л. программу или основанное на разработке нар., песенно-танц. тем. В рус. музыке С. ф. приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в зап.-европейской ("Дочь Севера" Сибелиуса). Разновидности С. ф. - орк. каприччо и увертюра-фантазия, указывающая на один из истоков жанра - конц. увертюру. К ним относятся "Камаринская" (подзаголовок "фантазия на темы двух рус. песен"), "Вальс-фантазия", а также "испанские увертюры" "Арагонская хота" ("блестящее каприччио") и "Ночь в Мадриде" Глинки, "Увертюра на три русские темы" Балакирева, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Итальянское каприччио", увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Буря" Чайковского и др. См. лит. при ст. Программная музыка, Симфоническая поэма. В. Жданова. |