Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ - контрапунктич. соединение мелодич. линий (мелодий), из которого производится их новое соединение (или неск. соединений) с помощью изменения соотношения мелодич. линий [в отличие от простого контрапункта (1), применимого в одном, данном, виде]. Исходное соединение (обычно первое встречающееся в произв.) наз. первоначальным, соединение, полученное от его преобразования, - производным. Обобщённое понятие С. к. ввёл С. И. Танеев. В зависимости от способа образования производного соединения он различает осн. виды С. к.: подвижной контрапункт; контрапункт, допускающий удвоение; обратимый контрапункт. Совр. теория выделет особые виды С. к.: ракоходный (см. Возвратное движение); допускающий увеличение или уменьшение. Распространено комбинирование разных видов. Самые ранние сохранившиеся примеры С. к. относятся к 14 в. С. к. широко применяется с 15 в. и относится к фундаментальным явлениям полифонии: применим во всех полифонич. формах; обнаруживает её эстетически существенное качество - обновление звучания относительно стабильных исходных элементов. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, 2М., 1959; его же, Из научно-пед. наследия, М., 1967, с. 42-48; Тюлин Ю. Н., Иск-во контрапункта, М., 1964; Южак К. И., Нек-рые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, § 18-21; её же, Нек-рые вопросы совр. теории сложного контрапункта, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, Л., 1965. П. Фраёнов. |