Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СМЕШАННЫЕ ЛАДЫ, составные лады, - лады, совмещающие в себе признаки двух или неск. простых. С. л. могут быть стабильными (вадерживаемый лидомиксолидийский лад) и переменными (некоторые виды мажоро-минора; напр., в начале гл. темы кантаты Прокофьева "Здравица" С. л. - как мимолетное отклонение в одноим. минор и возвращение в осн. лад); однородными (напр., смешение двух диатоник - частое у И. С. Баха объединение миноров эолийского и мелодического) и разнородными (см. Роды интервальные; напр., С. л. гемиольно-дорийский в "Поганом плясе" из балета "Жар-птица" Стравинского); октавными (ладовые функции одноим. звуков в разных октавах тождественны) и неоктавными (не тождественны; особенно в ладах ум. или ув. октавы, напр. в начале коды из 1-й части 5-й симф. Шостаковича); однослойными или двух-, многослойными по изложению (когда в одном слое - один лад, в смежном - другой; см. Полиладовость, Политональность). Совмещение в С. л. контрастных ладовых интонаций ведёт к их взаимопроникновению и синтезу, при х-ром элементы простых ладов сливаются друг с другом (напр., начала 2-й симф. Бородина, 6-й фп. сонаты Прокофьева, "Музыки для струнных, ударных и челесты" Бартока). Ю. Н. Холопов. |