Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СТАРИННАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА - одна из наибол. распространённых во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. инстр. форм. С. д. ф. неконтрастна, тематически однородна, в основе тонального плана - формула T-D-S-T. 1-я часть - период типа развёртывания, состоящий из ядра (2-4 такта) и неустойчивого (обычно секвентного) продолжения с каденцией в доминантовой тональности (V, III ступени). Тематически 2-я часть подобна 1-й части, но тональное движение иное - от доминантовой через субдоминантовую (возможна каденция в середине 2-й части) к осн. тональности. Применяется в частях сюит, прелюдиях (c-moll из 2-го т. "ХТК") и др. отд. произв. (инвенция C-dur Баха). Неквадратность, текучесть изложения, полифонич. приёмы роднят С. д. ф. с полифонич. формами. Вместе с тем С. д. ф. - предшественница старинной и классич. сонатной формы, а также классич. простых форм. См. лит. при ст. Форма музыкальная. |