Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СТИЛИЗАЦИЯ (нем. Stilisierung; франц. stylisation) - преднамеренное воссоздание типичных черт к.-л. стиля композитором иной эпохи, нац. принадлежности или творч. ориентации. С. - специфич. вид творч. работы, обусловленный характером конкретного художеств. замысла и предполагающий осведомлённость слушателя о предмете С. Объектом С. могут выступать композиторский, нац. или временной стиль (напр., "В подражание Альбенису" Щедрина, "Русский концерт" Лало, "Классическая симфония" Прокофьева), жанр (сюита - "Из времён Хольберга" Грига, Concerto grosso - произв. А. Г. Шнитке), отд. элементы муз. языка к.-л. стиля ("дьявольское пиццикато" в 19-й вариации "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова). Широки цель и образный смысл С. - поэтизация искусства прошлого, воспроизведение нац. или историч. колорита, пародирование и гротеска и др. (напр., "Мавра", "Царь Эдип", (Аполлон Мусагет" и "Симфония псалмов" Стравинского). С. встречается в 18 и 19 вв. ("Галантная Индия" Рамо, пьесы "Шопен", "Паганини" и др. в фп. цикле "Карнавал" Шумана, пастораль "Искренность пастушки" из "Пиковой дамы"), но особенно распространена в 20 в. (чаще в рамках неоклассицизма, неоромантизма, неофольклоризма). Нередко С. сопутствуют полистилистика и коллаж. Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского, в кн.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Сорокина Т. С., Типы стилизация в оперных соч. Стравинского, в сб.: Вопросы теории музыки. Сб. трудов (Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных), в. 30, М., 1977; Лензон В. М., О реминисценциях стилистики прошлого в рус. музыке на рубеже XIX-XX вв., в сб.: Проблемы муз. стиля, М., 1982. См. также лит. при ст. Неоклассицизм. |