Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ - род многоголосного пения в др.-рус. церк. музыке. Возникло в 16 в.; широко распространилось во 2-й пол. 17 в. одноврем. с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им. Теоретич. разработки С. п. не получило, руководства по композиции неизвестны. Сохранились образцы С. п. 17 - нач. 18 вв., записанные знаменной (см. Крюки), путевой, демественной нотациями (безлинейные), а также в нотолинейной системе - "киевским знаменем". Они представляют собой комбинацию разл. певч. строк, которые именовались "низ", "путь", "верх", "демество". Записывались как по отдельности, так и в виде партитур, в которых партии-строки располагались над текстом. Наиб. популярным было троестрочное пение ("троестрочие") с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители С. п. наз. "нижнихами", "путниками", "вершниками", "демественниками". Триестрочное песнопение "Видите, видите". Из певческого рукописного сборника 1-й пол. 17 в. Демественная нотация. Для наглядности соседние голоса строчных партитур независимо от типа нотации фиксировались контрастными чернилами -красными (киноварью) и чёрными, причём "путь" (как гл. голос) нотировался только красным. В отдельности партии-строки обладают всемипризнаками напевов традиц. знаменной монодии (см. Знаменный распев), В совокупности голоса постоянно перекрещиваются и образуют диссонантные пласты созвучий, основанные на кварто-квинтовых ладовых конструкциях. Отсутствие вертикальной координации партий-строк (в т. ч. асинхронное произнесение текста) особенно типично для демественных партитур. Гетерофонно-полифонич. фактура С. п. близка линеарно-вариантным формам вар. многоголосия: Троестрочие. "Блаженны" на 8 гласов. Рукопись 1-й пол. 18 в. Протопопов В. В., Нотная б-ка царя Федора Алексеевича, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1976, М., 1977; Бражников М. В., Многоголосие знаменных партитур, в кн.: Проблемы истории и теории др.-рус. музыки, (Л.], 1979; Конотоп А. В., К проблеме происхождения и исполнит, воспроизведения строчного пения, в кн.: Musica antiqua, Bydgoscz, 1982; Ефимова И. В., Многоголосие в рус. проф. певч. искусстве XVII - нач. XVIII вв. Автореферат кандидатской диссертации, Л., 1984. А. В. Конотоп. |