Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТАРАНТЕЛЛА (итал. tarantella, от Taranto - Таранто, город на юге Италии) - юж. итальянский танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. Музыка Т. обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Т. часто лежал к.-л. один мотив (или ритмич. фигура), многократное повторение которого оказывало завораживающее действие на слушателей и танцующих. Танец отличался экстатичностью и сопровождался игрой на флейте, звуками кастаньет, бубна и др. ударных инстр., иногда - пением. Нац. характерность и темпераментность Т. привлекли к ней внимание мн. композиторов (№ 45 из "Песен без слов" и финал "Итальянской симфонии" Мендельсона, вок. тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе, "Тарантелла" Ф. Листа из фп. цикла "Годы странствий", "Тарантелла" для фп. Глинки, одна из тем "Итальянского каприччио" Чайковского). Т. создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (Т. для скрипки Н. Паганини). Реnna R., La tarantella Napoletana, Napoli, 1963. |