Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТАРТИНИ (Tartini) Джузеппе (1692-1770) - итал. скрипач, композитор, муз. теоретик, педагог. Значит. влияние на Т. оказал Ф. М. Верачини. С 1716 (с перерывами) возглавлял оркестр капеллы в базилике Сан-Антонио в Падуе. Концертировал во мн. городах Италии. В 1723-26 камер-музыкант капеллы графа Кинского в Праге. Крупнейший представитель итал. скр. школы. Его игру отличали чистота интонации, богатство штрихов, развитая техника левой руки. Т. принадлежит открытие в области акустики - разностного комбинационного тона. Т.-композитор внёс существ. вклад в развитие жанров классич. сонаты и концерта (125 концертов для скр. с орк., 175 сонат для скр. с basso continue и разл. инстр., большое число скр. сонат-соло, трио-сонат, квартетов и др.), в которых устанавливается 3-частность с контрастным последованием частей. Нек-рые сонаты имеют программные заголовки, в т. ч. "Дьявольская трель", "Покинутая Дидона". Муз.-теоретич. воззрения Т. во многом родственны принципам Ж. Ф. Рамо (с его стремлением следовать природе, находить объективные основы муз. гармонии), а также близки пифагорейскому учению о гармонии. Среди работ Т. - "Трактат об украшениях" ("Traite des agrements de la musique", P., 1771; под ред. Э. Р. Якоби факс. изд. - Celle - N. Y., 1961). Основал в Падуе Муз. академию (1727), где занимались итал. и иностр. музыканты. Среди учеников: Д. Далль'Окка, П. Нардини. Гинзбург Л., Дж. Тартини, М., 1969; его же, Дж. Тартини в рус. муз. жизни, в сб.: Славяне и Запад, М., 1975; Capri A., G. Tartini, [Mil., 1945]; Frasson P. L., G. Tartini primo violino..., Padova, 1974. |