Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕКСТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от лат. textus - ткань, связь, текст и греч. - слово, учение) - отрасль музыковедения, спец. муз.-историч. дисциплина, изучающая автографы, прижизненные издания и др. творч. документы композиторов в целях установления аутентичных текстов муз. произведений для исследования и публикации. Т. м. использует методы изучения истории текста и его критич. проверки, сложившиеся в историко-филологич. текстологии и источниковедении. Муз. тексты старых периодов, особенно донотолинейной нотации, изучает палеография музыкальная. В целом текстологич. проблематика разделяется на две тесно связанные сферы: подготовка разл. рода текстов (нотных, эпистолярных и др.) к изданию (т. н. эдиционная проблематика) и изучение истории текста. К первой относятся разработка типов и структуры изданий, расположение в них соч., датировка, атрибуция, установление основного текста, комментирование, нотографич. и орфографич. оформление; ко второй - типология рукописей, их расшифровка и транскрипция, исследование творч. процесса. В сов. Т. м. сложилась плодотворная традиция участия видных композиторов и музыковедов в работе над муз. архивами, подготовке публикаций по рукописям (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев, В. Я. Шебалин, С.С. Богатырёв, Г. В. Киркор и др.). Большое значение имеют текстологич. исследования Н. Л. Фишмана, посв. эскизам Л. Бетховена, В. В. Протопопова о соч. М. И. Глинки и др. Томашевский Б. В., Писатель и книга, 2М., 1959; Лихачёв Д. С., Текстология. На материале рус. литературы X-XVII вв., 2Л., 1983; Проблемы рус. муз. текстологии (по памятникам рус. хор. литературы XII-XVIII вв.), Л., 1983; Корабельникова Л., Вайдман П., Вопросы текстологии в музыкоэна-нии, в сб.: Методологич. проблемы музыкознания, М., 1987. З. Корабелъникова. |