Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕМБР (франц. timbre) - окраска звука; один из признаков звука музыкального (наряду с высотой, громкостью и длительностью). По Т. отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные или на разных инструментах, разными голосами, или на одном инструменте разными способами, штрихами. Т. определяется материалом, формой вибратора, условиями его колебаний, резонатором (см. Резонанс), акустикой помещения. В характеристике Т. большое значение имеют обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, атака (начальный момент звука), форманты, вибрато и др. факторы. При восприятии Т. обычно возникают разл. ассоциации: тембровое качество звука сравнивают со зрительными, осязательными, вкусовыми и др. ощущениями от тех или иных предметов, явлений (звуки яркие, блестящие, матовые, тёплые, холодные, глубокие, полные, резкие, мягкие, насыщенные, сочные, металлические, стеклянные и т. п.); реже применяются собственно слуховые определения (звонкие, глухие). Научно обоснованная типология Т. ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу (см. Зона), Т. используется как важное средство муз. выразительности: при помощи Т. можно выделить тот или иной компонент муз. целого, усилить или ослабить контрасты; изменения Т. - один из факторов муз. драматургии. В музыке 20 в. возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания (параллелизмы, кластеры и т. п.). Особым направлением в использовании Т. является сонорика. Теплов Б. М., Психология муз. способностей, М.-Л., 1947; его же, Избр. труды, т. 1-2, М., 1985; Рудаков Е. [А.], О регистрах певческого голоса в переходах к прикрытым звукам, в кн.: Муз. искусство и наука, а. 1, М., 1970; Назайкинский Е. В., О психологии муз. восприятия, М., 1972; его же. Звуковой мир музыки, М., 1988. Ю.Н. Рагс. |