Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕМПЕРАЦИЯ (от лат. temperatio - правильное соотношение, соразмерность) - выравнивание интервальных соотношений в муз. строе, а также созданный таким способом строй. Потребность в Т. возникла в связи с развитием звуковысотной системы, средств муз. выразительности, муз. инструментов. В Др. Греции для более совершенной настройки тетрахорда Аристоксен предложил делить кварту на 60 частей и для двух б. секунд выделить по 24 доли, а для м. секунды - 12; это очень близко к совр. 12-ступенной равномерной Т. Наиб. интенсивные поиски Т. относятся к 16-18 вв. - времени формирования гомофонно-гармонич. склада. Музыканты и учёные стремились приспособить к требованиям муз. практики Пифагора" строй и чистый строй, в частности ликвидировав различия между энгармонич. звуками (см. Апотома, Комма, Энгармонизм) при сохранении чистой б. терции 5:4 (напр., в темперации А. Шлика, П. Арона, в среднетоновой Т.). В кон. 17 - нач. 18 вв. А. Веркмейстер и И. Г. Нейдхардт отказались от б. терции чистого строя и начали распределять пифагорову комму между разл. квинтами. Тем самым они близко подошли к 12-сту пенной равномерной Т., в которой все ч. квинты уменьшены на 1/12 пифаторовой коммы. При 12-ступенной Т. строй стал замкнутым, октава оказалась поделённой на 12 равных полутонов по 100 центов. Один из первых точных расчётов 12-ступенной Т. произведён М. Мерсенном (17 в.); первый яркий опыт художеств. применения этого строя осуществлён И. С. Бахом ("ХТК", т. 1, 1722). 12-ступенная Т. остаётся оптимальным вариантом решения проблемы строя. Равномерно-темпериров. строй не идеален, т. к. в нём нивелированы интонац. различия между одинаковыми интервалами. В связи с этим при пении и игре на инструментах с нефиксиров. высотой звуков музыканты используют т. н. зонный строй (см. Зона). Попытки преодолеть недостатки 12-ступенной Т. путём создания строя с большим количеством темпериров. ступеней в октаве (24, 36, 48, 72 и т. п.) практического применения не нашли. Наиб. интересной оказалась Т. с 53 ступенями в октаве, разработанная Н. Меркатором (18 в.), С. Танакой и Р. Бозанкетом (19 в.); она позволяет относительно точно воспроизводить интервалы пифагорова, чистого и равномерно-темпериров. строев. Риман Г., Акустика с точки зрения муз. науки, пер. с нем., М., 1898; Гарбузов Н. А., Внутризониый ннтонац. слух н методы его развития, М.-Л., 1951; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темпериров. строя, М., 1964; Переверзев Н. [К.], Проблемы муз. интонирования, М., 1966. Ю. Н. Рагс. |