Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕМРО RUBATO (темпо рубато, итал., букв. - украденный темп) - свободный темп муз. исполнения, отклоняющийся от равномерного; возник в вок. музыке эпохи барокко (термин введён итал. певцом и педагогом П. Ф. Този в 1723) для обозначения отклонений голоса от сохраняющего ровный темп аккомпанемента. О подобном Т. г. в инстр. музыке писали Л. Моцарт и К. Ф. Э. Бах. В клавирной музыке (в т. ч. у В. А. Моцарта) Т. г. выражалось в нарушениях синхронности игры двух рук. В 19 в. это понимание Т. г. сохранилось у Ф. Шопена, однако в целом оно вышло из употребления, и Т. г. стало означать темповую свободу вообще (напр., у Ф. Листа), относясь ко всей муз. ткани, композиции или её разделам. Противоположность Т. I. - tempo giusto. |