Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТРАНСПОЗИЦИЯ (от ср.-век. лат. transpositio - перестановка) - перенесение муз. произведения или его части из одной тональности в другую. Т. широко применяется в вок. практике для исполнения муз. произв. в удобной для певца тесситуре, а также при переложении муз. произв. для к.-л. инстр. состава в том случае, если тесситура партий оригинального произв. не соответствует диапазону данных инструментов. Вместе с тем Т. внутри муз. произв. является важным средством формообразования: в фуге с помощью Т. строятся реальный ответ в экспозиции и проведения темы в побочных тональностях в развивающей части; в сонатной форме Т. подвергаются темы побочной и заключит. партий в репризе; двойная 3-частная форма нередко образуется благодаря Т. среднего раздела при повторении (напр., Мазурка ор. 56 № 1 Шопена). В музыке 20 в. применяется Т. гармонич. структур: в додекафонии - перенос серии на одну из 12 ступеней темпериров. строя; в модальной технике (см. Модальность) - перенос ладовых звукорядов (напр., "лады ограниченной Т." в творчестве О. Мессиана; см. Симметричные лады). М. И. Катунян. |