Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТРИЛОГИЯ (греч. в сложных словах - три и - слово, рассказ, повествование) - цикл из трёх самостоятельных законченных произведений, образующих целое благодаря единству замысла, а нередко и общности содержания и сюжета. Термин "Т." применяется гл. обр. в художеств. литературе и театр. драматургии ("Орестея" Эсхила, трилогия о Фигаро П. Бомарше), в скульптуре и живописи пользуются, как правило, термином "триптих". В музыке термин "Т." употребляется со 2-й пол. 19 в. применительно к циклам опер, напр. "Кольцо нибелунга" Вагнера (это соч. сам композитор рассматривал как Т. с прологом), "Орестея" С. И. Танеева, "Ипподамия" З. Фибиха, "Пиренеи" Ф. Педреля, реже - симфоний (симф. Т. "Валленштейн" д'Энди), сонат и др. произв. (напр., триптих из "сценич. кантат" "Триумфы" К. Орфа: "Кармина Бурана", "Катулли кармина" и "Триумф Афродиты"). Муз. Т., задуманные и объявленные автором, следует отличать как жанровую разновидность от группы из трёх произв., обладающих сходством с Т. благодаря тематич. и образному родству (напр., 5-7-я симф. Малера, связанные с песенным циклом на тексты Ф. Рюккерта "Песни об умерших детях"), а также от 3-частных циклов, составляющих единое произв. (см. Циклические формы). См. также Дилогия, Тетралогия. |