Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЬЕНТО (испан. tiento, от tentar - ощупывать, касаться, исследовать, искать; португ. tento) - жанр сольной инстр. пьесы в испан. и португ. музыке 16-18 вв. Родствен итал. ричеркару. Т. создавались сначала преим. для виуэлы, затем для органа и др. клавишных инструментов. Виуэльное Т. - импровизац. характера, выполняло роль прелюдии к последующей фантазии; также служило для проверки правильности настройки инструмента. Органно-клавирное Т. - самостоят. произв. имитационно-полифонич. склада, состоящее из серии разделов, основанных на разных, часто родственных темах (смена метра, темпа и характера сближает Т. также с канцоной). Наиб. характерные образцы подобных Т., в которых зарождаются принципы фуги, Принадлежат А. Кабесону; для них типичны чётко оформленный тематнзм, напряжённость и динамичность развития. В тьенто X. Кабанильеса появились элементы муз. изобразительности и звукоподражания. Среди авторов Т.: X. Бермудо, Т. де Санкта-Мария, М. Коэлью, Ф. Корреа де Араужу, К. Сейшас, А. Солер, X. Элиас. Кastnеr S., Contribucion al estudio de la musica espanola у portuguesa, Lisboa, 1941; его же, Origines у evolucion del tentos para instrumentos de tecla, "Anuario musical", 1976, v. 28/29; Bal у Gay J., Tientos, Мех., 1960. |