Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
УМЕНЬШЕНИЕ (нем. Diminution, Verkleinerung) - воспроизведение мелодии, мотива, ритмич. фигуры длительностями, меньшими в полтора (полуторное), два (двойное, двукратное), три (тройное, трёхкратное) раза и т. д. Издавна применяется как способ варьирования темы (cantus firmus в мотетах, мессах 14-16 вв.) и тематич. концентрации в многоголосии (в хор., орг. обработках хорал сопровождается имитациями в У. - И. С. Бах, BWV 686, 693). Используется в экспозиции (Contrapunctus VI из "Искусства фуги" Баха) и стретте в фуге, ричеркаре и др. ("Хроматич. фантазия" Свелинка). В неполифонич. музыке У. - приём образно-тематич. трансформации (С.В. Рахманинов, симф. № 3, часть 3, цифра 110, лейтмотив), в т. ч. в разработках ("Нюрнбергские мейстерзингеры", увертюра). |