Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
УМЕНЬШЕННЫЙ ЛАД, малотерцовая система, - один из симметричных ладов. У. л. возникает на основе устоя, образуемого делением октавы на 4 равные и однофункциональные части (при этом делении получается ум. септаккорд; отсюда название): А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 3-е действие. В приведённом примере устои темы составляют малотерцовый аккорд, весь её звукоряд - гамму Римского-Корсакова тон-полутон (или полутон-тон, от es 1.2.1.2.1.2.1.2). У. л. встречается также в музыке Ф. Шопена (фп. этюд ор. 10 № 9, такты 25-28), И. Ф. Стравинского (1-я часть Симфонии в 3 частях, цифры 7-13), О. Мессиана ("Двадцать взглядов на младенца Иисуса", № 15). Ю.Н. Холопов. |