Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
УСУЛЬ (араб., букв. - закон). В народной и профессиональной музыке устной традиции Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, стран заруб. Востока - остинатная метроритмич. формула, исполняемая на мембранном ударном инстр. (дойра, даф, нагора) и сопровождающая песни, танцы, театрализов. зрелища. Происхождение У. связано с квантитативными метрами вост. музыки и поэзии. Сведения об У. содержатся в трактатах Халила ибн Ахмада, аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сины, А. Джами, А. Навои, Д. Али и др. В 9 в. применялось 7 У., в 17 в. - 37. Для записи У. использовались фонетич. обозначения, с нач. 20 в. практикуются нотные расшифровки У. Существуют многотактовые У. (до 24 тактов) с постоянными и переменными метрами. Наиб. сложные и разнообразные У. встречаются в макомах. Оригинальны сочетания У. с распевной мелодикой в медленных частях макомов: Усуль с мелодией (фрагмент части "Талкин" из макома "Наво"). Определ. последовательность У. - одно из главных формообразующих факторов в макомах. На комбинациях разл. У. основаны и пьесы для дойры соло или для неск. дойр в музыке проф. композиторов сов. и заруб. Востока. Акбаров И. А., Ритмы дойры, Таш., 1952; Джами А., Трактат о музыке, пер. с перс., Таш., 1960; Кароматов Ф. М., Узб. инстр. музыка (наследие), Таш., 1972; Аммар Ф. X., Ладовые принципы араб. нар. музыки, М., 1984; Матякубов О., Ритмич. и ладовые особенности хорезмских макомов, в кв.: Музыка народов Азии и Африки, в. 4, М., 1984. Е. М. Фроёнова. |