Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. violoncello) - смычковый инструмент скр. семейства басо-тенорового регистра. Конструкция В. аналогична скрипке, но В. больше по размерам. Дл. корпуса 750-768 мм. Настройка квинтовая: С, G, d, а. Диапазон С-а2 и выше (в виртуозных произв.). Играют сидя, ставя В. перед собой и упирая в пол шпилем (введён в кон. 19 в.). Приёмы игры те же, что на скрипке, но техника ограниченнее. Нотируется в басовом, теноровом и скр. ключах. В. появилась в кон. 15 - нач. 16 вв. Назв. впервые применено в сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии В. (изд. в 1665 в Венеции). Классич. образцы В. созданы в 17-18 вв. итал. мастерами А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др., а также русскими и советскими мастерами, в т. ч. И. А. Батовым, Е. А. Витачеком, Т. Ф. Подгорным, Г. Н. Морозовым,Н. М. Фроловым, Л. А. Горшковым. Сольные произв. для В. написал в кон. 17 в. Дж. Габриели (ричеркары, а также сонаты с басом). В 18 в. В. использовалась в трио-сонатах Дж. Торелли и А. Корелли. В 18 в. вытеснила из конц. репертуара виолу да гамба (см. Виолы). В..стала широко применяться в сольной, ансамблевой игре (фп., струн. квартет, трио и др.) и оркестре. Концерты с орк., сонаты для В. с фп., сюиты соло и др. соч. создали для В. мн. выдающиеся композиторы. Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1-4, М.-Л., 1950-1978; Лазько А., Виолончель, М., 1965; Wasielewski W. Y. vоn, Das Violoncello und seine Ceschkhte, Lpz., 1925; Forino L., II violoncello.... Mil., 21930; Milliot S., Le violoncelle en France au XVIII-emes, v. 1-2, Lille-P., 1981. |