Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ВОЗВРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ, обратное движение, ракоход (калька нем. Krebsgang; лат. motus cancrizans, от cancrfzare, букв. - двигаться раком; per motum retrogradum; итал. riverso обозначает как В. д., так и обращение) - воспроизведение мелодии (мотива, ритмич. рисунка, серии и т. п.) от конца к началу. В В. д. могут быть тема фуги (соната для фп. ор. 106 Бетховена, 4-я часть), один из голосов канона ("Муз. приношение" Баха, № 3), многогол. построение (фуга in P из "Ludus tonalis" Хиндемита). Полифонич. соединения, преобразуемые с помощью В. д., составляют особую разновидность сложного контрапункта - ракоходный контрапункт; последний может комбинироваться с др. способами полифонич. преобразования ("Ludus tonalis" Хиндемита: Постлюдия - зеркально-ракоходное производное от Прелюдии). В. д. было известно уже в раннеполифонич. эпоху; наряду с увеличением, уменьшением и обращением широко использовалось мастерами нидерландской школы. Дюфан. Agnus Dei из мессы "L'homme arme": A - отрывок из 1-й части (cantus firmus в теноре в прямом движении); Б - отрывок из 3-й части (cantus firmus в возвратном движении). В искусстве 2-й пол. 17 - нач. 20 вв. В. д. встречается довольно редко, в серийной и сериальной музыке 20 в. - одно из важных технич. и выразит. средств (2-я часть симфонии ор. 21 Веберна; 1-я и 5-я части "Canticum sacrum" Стравинского). В.П. Фраёнов. |