Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ВСЕНОЩНАЯ, всенощное бдение, - богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отд. праздников. В. возникла в Византии в первые века христианства. В развитии муз.-поэтич. драматургии В. видное место занимает творчество гимнографов Иоанна Златоуста (4 в.), Иоанна Дамаскина (8 в.), Феодора Студита (8-9 вв.). В исследовании текстов В. объединены службы великой вечерни, утрени и 1-го часа. В. содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения (антифонного и респонсорного). Тексты песнопений В. делятся на неизменяемые, исполняющиеся постоянно (псалмы, гимны), и изменяемые, приуроченные к отд. праздникам (тропари, стихиры). На Руси В. введена в 11 в. До 17 в. песнопения В. исполнялись знаменным, демественным, путевым, позднее - болгарским, греческим, киевским распевами. В кон. 16- нач. 17 вв. в муз. оформление В. вводится многоголосие (см. Строчное пение), на рубеже 17-18 вв.- партесное пение. Композиторами 18- нач. 19 вв. на тексты В. создавались хор. произв. конц. характера, исполнение которых возможно вне богослужения (А. Л. Ведель, С. А. Дегтярёв). Со 2-й пол. 19 в. в комп. практику входят "Всенощные"- циклич. произв., оригинальные сочинения или обработки древних распевов (П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.). Успенский Н. Д., Чин всенощного бдения на правосл. Востоке и в Рус. Церкви, "Богословские труды", сб. 18-19, М., 1978; Всенощное бдение. Литургия, М., 1982. Н. А. Носов, Е. Е. Шавохина. |