Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ (англ. sound; франц. son; нем. Klang, Laut, Schall) - наименьший структурный элемент муз. произведения. Используемые в муз. практике З. м. образуют муз. систему с характерными устойчивыми признаками высоты (см. Высота звука), громкости (см. Громкость звука), длительности, тембра. З. м. имеет высоту в пределах от С2 до с5-d5 (от 16 до 4000-4500 герц; более высокие звуки входят в состав З. м. в качестве обертонов и шумовых призвуков). В каждом октавном промежутке чаще всего используется 12 разных по высоте звуков-ступеней, отстоящих на полутон (см. Строй). Используются и очень тихие звуки (но превышающие уровень шума в помещении), и очень громкие (но не достигающие болевого порога). Динамич. градации охватывают большой диапазон (напр., от ррр до fff), но каждая из них не имеет абсолютного физич. значения (см. Динамика); т. о., этот диапазон может смещаться, растягиваться, сужаться. Длительность З. м. колеблется в пределах от 0,015-0,02 секунды до неск. минут (педальные звуки органа). Шкала длительностей как наиб. употребительные включает в себя отношения 1:2; так относятся друг к другу восьмая и четверть, четверть и половинная и т. д.; реже встречаются отношения 1:3, 1:5, полиритмич. отношения 2:3, 3:4, 4:5, 2:5, 3:5 и др.; абсолютные значения длительностей определяются темпом. Очень сложны в муз. системе отношения между тембрами; они не образуют ряда последовательно меняющихся свойств. Разл. типичные тембры связаны с особенностями конкретных голосов певцов, муз. инструментами; характерны модификации типичных тембров, вызываемые, напр., изменениями в способах звукоизвлечения (тембры скрипки при игре агсо, pizzicato, con sordina, sul tasto и т. д.). В ансамблях, оркестрах большое значение приобретает сочетание тембров (см. Инструментовка). В характеристике З. м. не менее важны многообразные, обычно не фиксируемые в нотах процессы - как "внутри" З. м., так и при переходах от звука к звуку. Таковы свойственные, напр., фп. и арфе затухания звуков; разл. атаки, напр. у струнных смычковых и духовых; периодич. и апериодич. изменения тембра в инструментах типа колоколов, тамтама; вибрато в пении, у струнных, духовых и др.; таковы также глиссандо, portamento и др. переходные процессы. Все они образуют сложную систему интонационных (звуковысотных), динамич. (громкостных), агогич. (темповых и ритмич.) и тембровых оттенков. Эта система с развитием муз. искусства постоянно расширяется, усложняется. Отдельно взятые З. м. не имеют к.-л. выразит. свойств, но, будучи организованы в муз. систему и включены в муз. ткань, выполняют разнообразные выразит. функции. Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Мутли А.. Ф., Звук и слух, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988; Неlmhоltz Н. L. F. vоn, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968; Stumpf K., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Waetzmann E., Ton, Klang und sekundarc Klangerscheinungen, в кн.: Handbuch der normalen und pathologischen Physiologic, Bd 11, В., 1926, S. 563-601; Handschin J., Der Toncharakter, Z., [1948]; Eggebrесht H. H., Musik als Tonsprache, "AfMw", 1961, Jahrg. 18, No 1. |
|
Музыкальный словарь ver16