на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ (англ. sound; франц. son; нем. Klang, Laut, Schall) - наименьший структурный элемент муз. произведения. Используемые в муз. практике З. м. образуют муз. систему с характерными устойчивыми признаками высоты (см. Высота звука), громкости (см. Громкость звука), длительности, тембра. З. м. имеет высоту в пределах от С2 до с5-d5 (от 16 до 4000-4500 герц; более высокие звуки входят в состав З. м. в качестве обертонов и шумовых призвуков). В каждом октавном промежутке чаще всего используется 12 разных по высоте звуков-ступеней, отстоящих на полутон (см. Строй). Используются и очень тихие звуки (но превышающие уровень шума в помещении), и очень громкие (но не достигающие болевого порога). Динамич. градации охватывают большой диапазон (напр., от ррр до fff), но каждая из них не имеет абсолютного физич. значения (см. Динамика); т. о., этот диапазон может смещаться, растягиваться, сужаться. Длительность З. м. колеблется в пределах от 0,015-0,02 секунды до неск. минут (педальные звуки органа). Шкала длительностей как наиб. употребительные включает в себя отношения 1:2; так относятся друг к другу восьмая и четверть, четверть и половинная и т. д.; реже встречаются отношения 1:3, 1:5, полиритмич. отношения 2:3, 3:4, 4:5, 2:5, 3:5 и др.; абсолютные значения длительностей определяются темпом. Очень сложны в муз. системе отношения между тембрами; они не образуют ряда последовательно меняющихся свойств. Разл. типичные тембры связаны с особенностями конкретных голосов певцов, муз. инструментами; характерны модификации типичных тембров, вызываемые, напр., изменениями в способах звукоизвлечения (тембры скрипки при игре агсо, pizzicato, con sordina, sul tasto и т. д.). В ансамблях, оркестрах большое значение приобретает сочетание тембров (см. Инструментовка). В характеристике З. м. не менее важны многообразные, обычно не фиксируемые в нотах процессы - как "внутри" З. м., так и при переходах от звука к звуку. Таковы свойственные, напр., фп. и арфе затухания звуков; разл. атаки, напр. у струнных смычковых и духовых; периодич. и апериодич. изменения тембра в инструментах типа колоколов, тамтама; вибрато в пении, у струнных, духовых и др.; таковы также глиссандо, portamento и др. переходные процессы. Все они образуют сложную систему интонационных (звуковысотных), динамич. (громкостных), агогич. (темповых и ритмич.) и тембровых оттенков. Эта система с развитием муз. искусства постоянно расширяется, усложняется. Отдельно взятые З. м. не имеют к.-л. выразит. свойств, но, будучи организованы в муз. систему и включены в муз. ткань, выполняют разнообразные выразит. функции.
Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Мутли А.. Ф., Звук и слух, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988; Неlmhоltz Н. L. F. vоn, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968; Stumpf K., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Waetzmann E., Ton, Klang und sekundarc Klangerscheinungen, в кн.: Handbuch der normalen und pathologischen Physiologic, Bd 11, В., 1926, S. 563-601; Handschin J., Der Toncharakter, Z., [1948]; Eggebrесht H. H., Musik als Tonsprache, "AfMw", 1961, Jahrg. 18, No 1.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
З..

БАНГЛАДЕШ МУЗЫКА

БИРЖАМ КОЖАГУЛОВ

БРИНДИС ДЕ САЛАС

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКА

БУТОМО-НАЗВАНОВА

ВАЛЛЕК-ВАЛЕВСКИЙ

ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА

ВЕНЕСУЭЛЫ МУЗЫКА

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ГОНСАЛЕС МАНТИЧИ

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ

ДОМИНАНТОВЫЙ ЛАД

ДОРИЙСКАЯ СЕКСТА

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

КУМЫКСКАЯ МУЗЫКА

ЛАТЫШСКАЯ МУЗЫКА

ЛИДИЙСКАЯ КВАРТА

Музыкальный словарь ver16