Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА (греч. - состав; нем. Tonsystem) - высотная (интервальная) организация муз. звуков на основе к.-л. единого принципа. З. с. - материальное воплощение лада (и строя), т. е. смысловых отношений высотной структуры (в отличие от гаммы, звукоряда). З. с. предполагает наличие ряда звуков, функционирующих в определённых, поддающихся фиксации соотношениях. Понятие З. с. не следует смешивать с более широким понятием муз. системы (см. Звук музыкальный). З. с. отражает степень развития, логич. связность и упорядоченность муз. мышления. Историч. эволюция З. с., в конечном счёте, направлена к утончению звуковой дифференциации, увеличению вовлекаемых в состав З. с. звуков, укреплению и далее упрощению связей между ними, созданию разветвлённой иерархии связей на основе звукового родства. З. с. в собств. смысле предшествует стадия первобытного глиссандирования (экмелики), лишённого высотно дифференцированных тонов, из которого только начинают выделяться опорные звуки. Первичная форма З. с. - опевание одного опорного тона (устоя) прилегающими сверху или снизу: Развитие З. с. происходит путём увеличения звукового состава и, одноврем., нахождения 2-й опоры (ближайшей); этот процесс привёл к "эпохе кварты" - заполнению промежутка между звуками "первого консонанса" (т. е. регистрово ближайшего к осн. устою совершенного консонанса) с опорой З. с. на структуру тетрахорда (см. ниже приме; а), далее также пентахорда, октахорда (см. Полихорд). Генетически более ранняя З. с. - пентатоника (пример б), более поздняя - [квинтовая] диатоника (пример в) и миксодиатоника (пример г): Устойчивые краевые тоны тетрахорда ("гестоты") поддерживал мелизматически опевающие их прилегающие ступени ("кинумены") хроматич. и энармонич. родов (см. Древнегреческие лады, Роды интервальные, Энармоника). Становление многоголосия привело к возникновению нового измерения З. с. - созвучия, аккорда, - и глубочайшей её внутр. реорганизации. Консонирующее трезвучие, став центр. элементом З. с., воспроизводится на всех ступенях; его характер (мажор, минор) распространяется на всю систему, превращая квинтовую З. с. в квинто-терцовую (см. Диатоника). Принципом З. с. становится действие функций тональных, а система из 24 тональностей вызывает переход от З. с. чистого строя к равномерно-темперированному (см. Темперация). На этой основе оказываются возможными энгармонизм, построение симметричных ладов. С равномерной темперацией связано и развитие З. с. в музыке 20 в.: переход от 12-ступенности (см. Хроматическая система) к 12-тоновости (см. Додекафония), возобновление микрохроматики на новом уровне. |