Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЗВУКОПИСЬ (нем. Tonmalerei; англ. tone painting; франц. musique descriptive) - воплощение музыкальными средствами объективного "предметного" мира. Изобразит. возможности музыки позволяют создавать имитации разл. звучаний (пение птиц, шум леса, звон колокола и др.; см. Сонорика), а также использовать ассоциативные связи звуковых и внезвуковых явлений (воспроизведение "подъёмов" и "спусков", мерного шага или бега и т. д.). Большую роль в З. играют динамика, регистры, тембры инструментов ("светлые" и "тёмные", "блестящие" " "тусклые"), а также звуко-цветовые ассоциации (см. Цветной слух). Гл. свойство З. - передача не внеш. черт явления, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. обобщения. Понятие З. сформулировано в 18 в., хотя само явление существует в музыке с древности. См. также Программная музыка. |